Что должен уметь ребенок в год?

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В ГОД?
14 сентября 2020

Каждый ребенок развивается по индивидуальному «графику». Однако, несмотря на это, они неустанно сравнивают достижения своего малыша с успехами сверстников. Мамы, папы, бабушки и дедушки испытывают гордость, когда их малютка начинает раньше других говорить, ползать или ходить, а малейшее отставание становится поводом для беспокойства. Мы расскажем, что должен уметь ребенок в год и какие действия нужно предпринимать для его гармоничного развития.

Физиология годовалого малыша

В течение первого года жизни ребенок развивается очень интенсивно. Из маленького беспомощного комочка за 12 месяцев он вырастает в довольно самостоятельного, подвижного малыша. Для родителей, которые обеспокоены правильным развитием детей, могут служить ориентиром основные физиологические показатели:

  • Рост и вес. Если в первые пол года дети набирают вес килограммами, то к году, месячная прибавка в среднем составляет 350 грамм. Нормой считается увеличение веса от момента рождения до 12 месяцев в 3 раза. 
  • Количество зубов. Чаще всего, к году у ребенка прорезывается 8 зубиков. Однако даже 12 или всего 1-2 зуба детские врачи считают нормой. В случае же их полного отсутствия, родителям нужно проконсультироваться со специалистами.

Стоит отметить, что эти показатели могут отклоняться в зависимости от особенностей организма каждого малыша, его образа жизни, питания, генетической наследственности, пола. Мальчики появляются на свет обычно крупнее девочек, поэтому к году их показатели роста и веса выше. Однако если физиологические данные малыша сильно отличаются от усредненных, это повод насторожиться и поделиться своими сомнениями с врачом. 

Физические способности 

Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в год в плане физического развития. Как правило, к своей первой годовщине, он уже может:

  • быстро ползать;деревянные игрушки
  • уверенно стоять на ножках;
  • ходить с поддержкой или без нее;
  • сидеть без опоры, на корточках;
  • вставать на ноги с любого положения;
  • брать в руки одновременно несколько предметов;
  • собирать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
  • забираться на стулья или диваны;
  • строить башни из кубиков, собирать пирамидки.

Все полученные к году навыки еще недостаточно отточены, а жажда познания окружающего мира у малышей очень велика. Не стоит им запрещать изучать пространство, но и оставлять без присмотра маленького исследователя не рекомендуется. Ведь карабкаясь на диван, пытаясь самостоятельно забраться на лестницу, пробуя пуговицу на вкус, хлопая дверцами шкафа или желая познакомиться поближе с розеткой, непоседа рискует получить серьезную травму.  

Бытовые навыки

Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:

  • помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
  • пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
  • подставлять ноги и руки в процессе одевания;
  • надеть шапку или стянуть штаны;
  • собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.  

Психические достижения

То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.  

Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов. 

Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом. 

Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:

  • улыбаться;
  • отзываться на свое имя;
  • эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
  • узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
  • с интересом реагировать на новые игрушки;
  • подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
  • понимать речь родителей, запрет;
  • показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
  • ритмично двигаться под музыку;
  • выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
  • радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.

Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия. 

Развитие ребенка от года до полутора: рекомендации родителям 

Занятия малышей от года до полутора должны быть направлены в основном на развитие речи, органов чувств (слуха, зрения, тактильного ощущения), крупной, мелкой моторики и координации движений. 

Тренировку крупной моторики можно проводить с помощью простых упражнений:

  • Прыжки. Включите музыку, возьмите малыша за ручки или подмышки и попрыгайте вместе с ним. 
  • Достань игрушку. Покажите ребенку интересный предмет и положите его на диван, подальше от края. Пусть малыш попытается самостоятельно его достать.
  • Преодоление препятствий. На пути к игрушке соорудите препятствие из обычных или диванных подушек. Ребенок должен самостоятельно добраться до цели.
  • Игра с мячом. Покажите сыну или дочке, как можно использовать мяч (катать, пинать, бросать). Такие игры наверняка понравятся любому малышу.
  • Лабиринт. Если ребенок уже ходит без поддержки, можно заняться тренировкой равновесия. Проложите из листов бумаги дорожку на полу и попросите его по ней пройти. Вскоре вы заметите, что походка стала уверенней, а малыша уже не качает в стороны.

Не менее важно тренировать мелкую моторику. Детские психологи и педагоги рекомендуют для этой цели использовать специальные развивающие игрушки, такие как:деревянные игрушки

  • пирамидка;
  • сортер;
  • коструктор;
  • шнуровка;
  • бизиборд;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, барабан. 

Помимо мелкой моторики они тренируют координацию движений, мышление, воображение, память, улучшают тактильную чувствительность, цветовосприятие и речевой аппарат. Кроме того, бизиборд дает возможность для исследования окружающего мира, а игрушечные музыкальные инструменты развивают чувство ритма и музыкальный слух. Подробнее о том, какие игрушки нужны малышу в год, читайте в статье.

Родители, которые знают, что должен уметь ребенок в полтора года или год, могут спокойно следить за его развитием, вовремя откорректировать отставание, а при необходимости обратиться к специалистам. Не сравнивайте своих детей с соседскими малышами, не устраивайте соревнований, не ищите в них изъяны, а любите их, и они ответят тем же.
 

Вернуться к новостям
Товары к этой новости
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии