В отличие от взрослых, которые могут выражать и управлять своими эмоциями, дети только учатся этим навыкам. Если не уделять внимание развитию эмоциональной сферы, малыши в будущем могут стать замкнутыми, стеснительными, неуверенными в себе людьми или, напротив, агрессивными, не принимающими во внимание чужие чувства, переживания. Как помочь малышу войти в сложный мир человеческих эмоций, какие игры помогут в этом — далее в статье.
Этапы эмоционального развития у детей
Каждый ребенок от рождения наделен простейшими эмоциями. Младенцы сигнализируют окружающим о своем дискомфорте плачем, а радость способны выразить улыбкой или смехом. Постепенно к ним добавляется удивление, интерес, страх, волнение, обида, понимание настроения близкого человека.
Развитие эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Единых норм, что должен уметь делать ребенок определенного возраста в плане выражения чувств и проявления эмпатии, не существует. Однако психологи выделяют несколько ключевых моментов на пути формирования эмоциональной сферы у детей от 2-3 лет до старших дошкольников:
- осознание собственных чувств и эмоций близких людей;
- способность оценить состояние постороннего человека, охарактеризовать его как «доброго», «злого», «грустного», «веселого»;
- проявление беспокойства, сопереживания за близкого, героя мультфильма или персонажа сказки;
- понимание событий или действий, вызывающих негативные или положительные чувства;
- контроль за своими эмоциями: демонстрация хороших и сдерживание негативных;
- определение связи между эмоциями и поведением. Малыш понимает, что мама смеется, шутит потому что у нее хорошее настроение, или хмурится, если что-то не нравится.
Завтрашние первоклассники должны пройти все эти этапы. О нормальном уровне эмоционального интеллекта ребенка можно говорить, если он понимает, способен распознать чувства окружающих, а также выражать, управлять своими переживаниями. Кроме того, старшие дошкольники, младшие школьники уже должны проявлять заботу о ближних, ограждая их от беспокойств, переживаний.
Еще несколько лет назад усилия родителей и педагогов были направлены исключительно на развитие умственных способностей малышей. Сегодня все понимают, что жизненный успех гарантирует не только высокий IQ, но и самоконтроль, стремление к достижению результата, умение правильно общаться, налаживать, поддерживать связи. Задача родителей — помочь ребенку научиться справляться с негативными эмоциями: страхом, завистью, обидой, гневом, разочарованием. А кроме того, добиться превалирования светлых чувств: сочувствия, радости за себя и других, благодарности.
Технологии развития эмоциональной сферы
Тренировка эмоций может проходить сразу несколькими или одним, наиболее подходящим для конкретного малыша способом. Среди популярных:
- Чтение книг. В сказках или других литературных произведениях, созданных специально для детей, ярко выражены характеры героев. Кроме того, авторы четко проводят грань между добром и злом. Чтение таких книг склоняет малыша переживать за положительного персонажа, сочувствовать, радоваться за него и возмущаться поведением отрицательного героя.
- Творческие занятия. Создание своими руками картин или поделок из пластилина, теста развивает у детей чувство прекрасного. Ребенок, понимая, что такое красиво, а что нет, бессознательно начинает переносить свои чувства на поступки окружающих.
- Совместная деятельность. Ухаживая за домашними животными, младшим братиком или сестренкой, помогая родителям в домашних делах, малыш испытывает мощный спектр эмоций. Он учится взаимодействовать, решать жизненные задачи, достигать общих целей, преодолевать препятствия, радоваться успеху.
- Игры. Как известно, игра — основной вид деятельности маленького ребенка. Через нее малыши познают окружающий мир, учатся понимать, оценивать поведение людей, учитывать их мотивы, настроение, чувства.
Существует несколько видов игр на развитие эмоционального интеллекта:
- сюжетно-ролевые, где прорабатывается множество реальных или выдуманных ситуаций;
- головоломки (дидактические пособия), в которых малыши испытывают радость от достижения цели, воспитывают волевые качества;
- «настолки», обучающие правильной коммуникации.
Кроме того, в детском саду воспитанники ежедневно выполняют специальные упражнения, нацеленные на воспитание «правильных» эмоций, в т.ч. подвижные, нацеленные на сброс накопившейся энергии, агрессии, злости.
ТОП игр на развитие эмоциональной сферы
Возглавляют наш «хит-парад» классические «настолки»:
Они учат не только терпеливо ждать своего хода, но и соблюдать правила, красиво побеждать, сдерживать негативные эмоции. Кроме того, среди возможностей настольных игр, воспитание таких навыков, как:
- Адекватное отношение к проигрышу. Победа или поражение часто зависит от случая. С одной стороны, кажется несправедливым проиграть, получив «не те» карточки или взяв ненужную костяшку. С другой — столкновение с такого рода игровыми неприятностями полезно. Ведь с ними легче справляться эмоционально.
- Невербальной коммуникации. Настольные игры учат следить за жестами, мимикой соперников, понимать их эмоции по едва заметному движению глаз, улыбке, положению тела. Этот навык помогает не только в игре, но и в дальнейшей жизни.
- Командная работа. Можно играть одному, принимая решения, отвечая за их последствия самостоятельно, но если в приоритете развитие эмоциональной сферы, лучше разделиться на команды, к примеру, по два человека. В таком случае, дети будут решать одну задачу, сотрудничать, а не соперничать. Командная игра научит слушать друг друга, отстаивать свое мнение, помогать, сопереживать.
Знакомить с настольными играми, особенно лото, можно уже с 2 лет. Подберите подходящий комплект, расскажите, что изображено на картинках, соберите компанию участников. Пусть малыш пока медлит, не подгоняйте, не ждите мгновенного результата. Через пару месяцев он обязательно научится играть, а также усвоит первые навыки правильной коммуникации.
Обязанность по развитию социальной адаптации и эмоциональной сферы в детских садах ложится на плечи воспитателей. В картотеку ДОУ, как правило, входит множество различных забав, направленных на поднятие настроения, а также воспитание культуры поведения.
В нашей подборке самые популярные эмоциональные игры для детей разных возрастных групп:
- «Давай поздороваемся» (для младшей группы). Воспитатель рассказывает о существующих способах приветствий. После чего каждый участник должен поздороваться со всеми одногруппниками. Они выбирают уже знакомый метод: за руку, прикоснувшись носом, щекой, плечом, поклонившись, кивнув головой, или придумывают свой, необычный ритуал. Такая забава создает непринужденную, веселую атмосферу, дружеский настрой.
- «Самый шумный». Эта игра способствует снятию излишнего напряжения, обучает совместной работе. Воспитатель формирует две команды, предлагает детям издавать жужжащие звуки. При этом, когда он опускает руку вниз, малыши должны присесть на корточки с тихим жужжанием, вверх — команды встают, а звуки становятся максимально громкими. Ведущий определяет победителя — команду, отличающуюся вниманием, слаженностью работы.
- «Воробьиные бои». Воспитанники разбиваются на пары, присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Теперь они драчливые «воробьи». Дети подпрыгивают друг к другу, толкаются, а кто убирает руки с колен или падает — выбывает из игры. Это хороший способ быстрой психологической разрядки, создания веселого настроения.
- «Я сижу на камушке». Дошкольники становятся в круг, в центр садится ведущий. Он поет грустную песенку или просто жалуется на свое «незавидное положение». Дети по очереди подходят к нему, гладят по голове, утешают, обнимают. Чьи слова и поведение больше понравились ведущему, меняет его, садится в круг и принимает утешения. Эта забава развивает эмпатию, способность выразить жестами или словами свою поддержку. Она будет полезна как самым маленьким участникам в 3-4 года, так и воспитанникам средней или старшей группы.
- «Передай чувство». Эта игра подходит для воспитанников подготовительной группы. Ее цель — научить передавать свое настроение невербальным способом. Воспитатель дает задание ведущему (на ушко) передать «по цепочке» с помощью мимики или жестов определенное настроение: злость, радость, веселье, грусть и т.д. Когда дети передали его по кругу, последний в цепочке должен озвучить, какое чувство было изображено. Угадал — становится ведущим.
- «Руки знают, что делать». Воспитанники садятся парами, напротив друг друга, закрывают глаза. Взрослый дает задание: познакомиться, поссориться, помириться, пожалеть, успокоить. Эта забава позволяет научить ребенка дошкольного возраста выражать и понимать чувства, передаваемые через тактильные восприятия.
- «Телевизор». В игре используют любую рамку, которая будет являться «телевизором». Участник, становясь телеведущим, изображает определенную эмоцию. Дети должны ее распознать. Кто угадал первым, становится ведущим.
- «Добрый зверь». Каждому ребенку дают лист бумаги, фломастеры или карандаши и просят нарисовать доброе животное. Помимо изображения мордочки нужно придумать кличку зверю, рассказать, почему он добрый, а не злой. Победителя определяет жюри.
- «Почему я радуюсь». Дети встают в круг. Воспитатель задает общий вопрос: «Почему ты радуешься?», и поочередно, каждому бросает мячик. Ребенок должен назвать одну причину и вернуть мяч. Игру можно разнообразить, спрашивая, почему малыш плачет, смеется, злится.
- «Рассмеши принцессу». Воспитатель рассказывает ребятам сказку о принцессе-несмеяне и просит каждого сочинить небольшую веселую историю, чтобы ее рассмешить. Педагог подводит итоги, выбирая самый веселый рассказ.
Чтобы ребенок вырос эмоционально устойчивым, а также психически здоровым, взрослым нужно уделять ему как можно больше внимания, общаться, интересоваться внутренним состоянием, переживаниями. Но самое главное — любить и всячески выражать свои чувства: объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием, одобрительным похлопыванием по плечу. Помните, что в теплой, дружественной атмосфере вероятность воспитать черствого, агрессивного или недружелюбного человека близка к нулю.