Усидчивостью называют возможность концентрироваться на определенной деятельности нужное время. Этот навык чрезвычайно важен. Он позволяет воспринимать информацию, получать знания, необходимые как для успешного обучения в школе, так и в дальнейшей, взрослой жизни. Чтобы непоседы научились сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца, потребуется помощь родителей или педагогов. Как развить усидчивость у ребенка — расскажем далее.
Неусидчивость у детей: как определить наличие проблемы
Родители, видя что малыш отличается от сверстников своей неуемной энергией и чрезмерной любовью к активному времяпрепровождению, начинают бить тревогу, боясь, что он вырастет неусидчивым и невнимательным. Существует ли проблема на самом деле, легко проверить.
Для каждого возраста существует норма времени, в течение которой ребенок способен концентрировать внимание:
- 2-3 года — 15 минут;
- 4 года — 20 минут;
- 5 лет — 25 минут;
- 6 лет — 30 минут.
Эти показатели соответствуют уровню психического развития малыша на определенном возрастном этапе. Есть один нюанс: если занятие не интересно ребенку, ждать от него выполнения «норматива» не стоит. Подберите малышу забаву по душе и проверьте, насколько результат эксперимента будет отличаться от нормы. Если разница существенна, нужно безотлагательно браться за развитие навыка, ведь это довольно долгий процесс, требующий регулярных, систематических упражнений.
Как научить ребенка усидчивости: общие рекомендации
Чтобы выработать усидчивость, в первую очередь, нужно составить распорядок дня и приучить ребенка его соблюдать. Выполнение установленных правил воспитывает ответственность и самостоятельность. Это в свою очередь влияет на осознание того, как важно доводить начатое дело до конца, будь то утренние гигиенические процедуры или наведение порядка в комнате перед сном. В распорядок дня обязательно включите подвижные игры на свежем воздухе. Ведь, чтобы суметь сосредоточиться, малыши, особенно гиперактивные, должны выплеснуть накопившуюся энергию.
Не менее важно создать благоприятную для психического развития среду. Мнение родителей очень важно для малыша. Дайте понять, что вам небезразличны его достижения: хвалите за успехи, поддерживайте в случае неудачи. Выставляйте на полке готовые поделки, вешайте на стену рисунки, с гордостью демонстрируйте их родным и знакомым при каждом удобном случае.
Большое значение для выработки усидчивости имеет организация места для занятий. Если малышу неудобно сидеть, он будет отвлекаться, беспрестанно меняя положение тела. Конечно, некоторые игры предполагают их проведение на полу, но для занятий рисованием, лепкой или рукоделием лучше приобрести детскую мебель: стол и стул. Для лучшей освещенности рабочей поверхности установите настольную лампу. Прежде чем усадить малыша за стол и начинать обучение, устраните все отвлекающие факторы: выключите телевизор, уберите из поля зрения лишние предметы, игрушки, гаджеты.
Занятия для развития усидчивости
Существует немало занятий, которые тренируют способность концентрироваться на предмете: развивающие игры, упражнения, творчество, рукоделие, чтение книг. Задача родителей — выбрать из них соответствующие возрасту и интересам своего малыша.
Развивающие игрушки
Игра — основной вид деятельности для детей, средство познания окружающего мира и приобретения нужных навыков. Воспитать усидчивость, умение концентрировать внимание, помогут знакомые всем игрушки:
- Пазлы. Уже в 2 года дети способны собрать картинку из 4-6 крупных фрагментов. По мере взросления малышей им предлагают наборы с большим количеством элементов. Помимо числа фрагментов и их размера при выборе пазлов надо учитывать способ соединения элементов и само изображение. Для маленького ребенка важно, чтобы собранная картинка была красочной, контрастной.
- Танграм. Игра-головоломка, состоящая всего из 7 геометрических фигур, позволяет собрать тысячи различных изображений. Она хорошо подойдет для старших дошкольников или детей 7-8 лет. Эта незамысловатая, на первый взгляд, игрушка обладает поистине «магическим» воздействием на психику. Подбирая элементы, дети тренируют воображение, мышление, внимательность и, конечно же, усидчивость.
- Конструктор. Разнообразие этих игрушек позволяет подобрать подходящий вариант для любого, даже самого привередливого ребенка. Самым маленьким можно предложить построить башню из блоков, а дети постарше с удовольствием сооружают дома, замки, гаражи и используют их как реквизит для сюжетно-ролевых игр.
Для тренировки усидчивости подходят и другие развивающие игрушки: мозаика, сортеры, логические пирамидки, шнуровки, бизиборды, счетный материал.
Творческие занятия
Все дети по натуре — творцы. Трудно найти ребенка, которому бы не нравилось рисовать, раскрашивать или лепить. Они увлеченно творят, одновременно тренируя навык концентрации на процессе. Включите в ежедневные занятия:
- Рисование. Им могут заниматься дети от года, используя в качестве инструмента пальчики или ладошки. С 3 лет можно предлагать изображать определенные предметы или раскрашивать картинки. В 7 лет дети могут уже использовать при рисовании различные техники: штрихами, ватными палочками, свечой, солью, песком и т.д.
- Поделки. Пластилин, бумага, ткань, бисер, нитки, желуди, бобовые — самые удобные материалы для занятий с детьми. Из них можно создавать плоские, объемные и даже движущиеся поделки. Главное, чтобы задание не было слишком сложным для малыша, иначе он быстро потеряет к нему интерес. Присмотритесь, что сыну или дочке нравится больше, постарайтесь уделить максимум времени именно любимому занятию.
- Чтение книг.
Если малыш еще не ходит в школу или не научился читать, возьмите за правило уделять внимание книгам по 15-20 минут в день. Чтобы ребенок слушал внимательно, с нетерпением ждал продолжения, заканчивайте чтение на самом интересном месте. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание прочитанной накануне страницы. В крайнем случае, можно вкратце пересказать сюжет. Следите за реакцией ребенка, стараясь постоянно удерживать его внимание с помощью изменения интонаций, темпа, громкости произносимых слов. Конечно же книга должна соответствовать возрасту ребенка, а также иметь интересный сюжет. Один совет: нельзя браться за новую книгу, не дочитав начатую. Вы ведь учите малыша доводить дело до конца.
При комплексном подходе к проблеме вы вскоре заметите первые изменения в поведении ребенка. Не останавливайтесь на достигнутом, ведь много усидчивости не бывает, а вот ослабеть без постоянной тренировки этот навык может.