Для детей 5-6 лет игра продолжает оставаться основным видом деятельности. Это приятное времяпрепровождение позволяет старшим дошкольникам получать нужные навыки, познавать окружающий мир, тренировать умственные способности и физическую форму. Чтобы ребенок развивался гармонично, нужны разнообразные игры, а какие — мы расскажем в нашей статье.
Особенности развития детей 5-6 лет
Формируя картотеку игр для детей 5-6 лет нужно учитывать особенности этого возраста. Ведь это уже не те малыши, готовые часами подбирать нужную деталь к сортеру, собирать пирамидку или перемещать каталку, получая от этих занятий удовольствие. Дети, посещающие старшую группу детского сада, уже накопили немалый багаж знаний и умений. Они:
- самостоятельны;
- хорошо владеют речью;
- умеют анализировать ситуацию;
- объясняют некоторые явления;
- отстаивают свое мнение;
- работают в команде;
- могут выполнять задания по инструкции.
Меняются и приоритеты в играх. Старшие дошкольники предпочитают играть со сверстниками, а не родителями, приходит время сюжетно-ролевых развлечений. Однако это не единственные любимые занятия. Малыши не прочь порезвиться на прогулке, поиграть в настольные игры, заняться творчеством, поучаствовать в соревнованиях или музыкальных забавах.
Игр, доступных для 5-6 летних детей, немало. Их классификация достаточно условна. Мы же предлагаем подборку из трех видов игр для ДОУ — активных, проводимых в помещении или на свежем воздухе; малой подвижности (с дидактическими пособиями); сюжетно-ролевых.
Малоподвижные дидактические игры в старшей группе
Для старших дошкольников еще характерны недостаточная устойчивость внимания, преобладание непроизвольной памяти, наглядно-образного мышления, несформированная познавательная мотивация. Не стоит забывать, что эти дети — завтрашние школьники, а для успешного обучения нужно не только выучить с ребенком цифры, буквы или подготовить руку к письму, но и позаботиться о развитии когнитивных функций. Дидактические игры позволяют преодолеть все эти трудности. Они направлены на:
- создание и поддержание интереса к предмету или процессу;
- развитие механизмов психики (памяти, воображения, наблюдательности, восприятия, сообразительности, внимательности, скорости мышления, речи, чувств и эмоций);
- формирование стремления к достижению цели (целеполагание);
- повышение самооценки;
- социальное утверждение.
Для организации увлекательного процесса потребуются развивающие игрушки. Такие, как:
- Конструкторы. Если в 3-4 года малыши, играя с конструктором, тренируют мелкую моторику, то в 5-6 лет, основная задача — достижение поставленной цели. Это может быть строительство сооружения по предложенной воспитателем схеме или по самостоятельно придуманному проекту. Главное — получить нужный результат.
- Пазлы. Собирать картинки из разрозненных элементов — одно из самых любимых занятий малышей. В 5-6 лет дети легко справляются с наборами из 40-50 фрагментов. Картинки можно собирать поодиночке или устроить соревнование, разделив группу на несколько команд. Кто быстрее составит картинку — победитель.
- Танграм. Головоломка, родом из Китая, позволяет создавать из 7 геометрических фигур тысячи различных силуэтов. С ней можно организовать увлекательные занятия, предложив детям пофантазировать и собрать как можно больше образов за ограниченное время.
- Бусы-шнуровки. На шнурок можно нанизывать предметы в определенном порядке: по цвету элементов, их форме или содержанию. Для детей старшей группы шнуровка станет не только увлекательной игрой, но и поможет подготовиться к школе. Кто сможет правильно расположить цифры в порядке возрастания/убывания, составить слоги, сделает самое красивое ожерелье, нанизывая бусины в продиктованном воспитателем порядке — молодец!
- Домино. Это заслуженный лидер среди настольно-печатных игр для садика. Можно приобрести детские тематические наборы, где вместо точек на фишках нанесены рисунки: транспорт, фрукты, овощи, животные, цветы. Такие пособия позволяют дошкольникам не только приобрести коммуникативные навыки, научиться логически мыслить, но и становятся тренажером для познавательного развития. В старшей группе детям можно предлагать классический вариант игры, «Закрывашки», «Крест» или придумать свои правила, учитывая возраст и наклонности участников турниров.
- Мемори. Для тренировки памяти и внимания лучше занятия, чем эта «настолка», сложно отыскать. Цель игры — быстрее всех найти пары своим фишкам среди закрытых, расположенных на общем поле. Каждый участник открывает на секунду одну карточку, а другие запоминают, что там изображено, и в дальнейшем могут использовать это знание в своих целях.
- Прищепки (счетный материал). Подготовив таблички с цифрами и знаками «+», «-», «=», воспитатель раздает их детям и предлагает к каждой табличке-цифре прикрепить соответствующее количество прищепок. Цель игры — знакомство со счетом и простейшими математическими вычислениями.
- Музыкальные инструменты. Для организации музыкально-дидактических занятий, направленных на развитие слуха, потребуется как можно больше детских инструментов: ксилофон, металлофон, барабан, бубен, маракасы. Спрячьте их за занавеску и предложите детям угадать в каком порядке они прозвучали. Чтобы внести в игру элемент соревновательности, можно разделить группу на несколько команд. Кто определит правильно очередность звучания инструментов — победил.
Малоподвижные игры можно организовывать не только с помощью игрушек. Для этого подойдут картинки с различными изображениями. Обычно их используют для занятий по развитию речи. К примеру:
- «Кому угощение?» Каждому ребенку дают карточки с изображенными на них животными (заяц, лиса, слон, обезьяна и т.д.). Воспитатель говорит, что у него есть корзинка с едой, но он не знает, кому из зверей что предложить, и называет одно из угощений, например — банан. Дети должны выбрать из набора картинку с обезьяной и поднять ее.
- «Зоопарк». Дети садятся в круг, а воспитатель каждому дает по одной картинке с птицей или животным, которые дети не показывают друг другу. В центре круга устанавливают волчок со стрелкой, на кого она укажет, тот должен создать словесный образ своего зверя или птицы, не называя его. Например, где он живет, что ест, какого он цвета. Волчок запускают повторно — в этот раз он укажет на того, кто будет отвечать.
- «Назови детали». Воспитатель показывает картинки с транспортом, сооружениями, растениями, ягодами, а дети должны назвать их части. Кто сможет вспомнить большее количество деталей — победил.
Помните, что малоподвижными играми дети 5-6 лет могут заниматься без перерыва не более 20-30 минут. Именно столько времени они способны концентрировать свое внимание. Поэтому занятия обязательно нужно чередовать, переходя от спокойных к активным забавам.
Подвижные игры в старшей группе
Если позволяет погода, активные занятия лучше проводить на свежем воздухе. Ведь тогда к тренировке координации, ловкости, меткости, выносливости, добавляется мощное насыщение клеток организма (в том числе мозга), кислородом. А это положительно сказывается на эффективности мыслительной деятельности.
Вариантов подвижных игр для дошкольников очень много. Это командные состязания, забавы, обучающие определенным навыкам: прыгать через скакалку, попадать мячом в цель, строиться в шеренгу и разбегаться врассыпную. В старшей группе, как правило, упор делается на игры, воспитывающие командный дух, упорство, волю к победе. В число самых интересных из них вошли:
- «Эстафета с мячом». Натягивают четыре веревки, длиной 3-4 метра, образуя дорожки, шириной 70 см. Дети делятся на две команды. Цель каждого игрока — провести мяч, не выходя за обозначенные границы до ориентира, и, вернувшись, передать его следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая игру.
- «Марафон». Чертят две линии на расстоянии 50 м. Дети бегут в среднем темпе от одной до другой, а затем возвращаются. У каждого есть возможность в любое время сойти с марафонской дистанции или бегать, пока не иссякнут силы. Побеждает самый упорный, тот, кто останется на поле последним.
- «Передай мяч». Соревнуются две команды. Участники каждой выстраиваются в шеренги, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя все садятся, а первым из них дают по мячу. Он через голову передает мяч позади сидящему участнику, а сам встает, поворачиваясь лицом к команде. Так поступают все остальные игроки. Кто уронит мяч, должен его догнать и, вернувшись на свое место, продолжить игру. Выигрывает команда, участники которой первые оказались стоящими на ногах.
- «Бездомный заяц». На площадке раскладывают обручи или чертят круги — это домики для зайцев. Воспитатель назначает волка и бездомного зайца. Все зверушки сидят по своим норкам, а бездомный бегает от волка. Спастись он может, только забежав в чей-то домик, но тогда хозяин должен выскочить из него и убегать от хищного зверя. Если волк успел поймать зайчонка, они меняются ролями.
- «Мышеловка». Дети делятся на две неравные группы. Меньшая из них –– мышеловка. Они встают в круг и берутся за руки, поднимая их вверх, изображая открытые дверцы ловушки. Вторая группа — мыши, гуляющие по площадке. Они забегают в мышеловку и беспрепятственно покидают ее, пока не прозвучит сигнал: «Хлоп!». Ловушка захлопнулась, а кто не успел ее покинуть, становится «звеном» мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, воспитатель меняет детей ролями.
Маленькие дети — это неугомонные непоседы, готовые резвиться днями напролет. Это далеко не бессмысленное времяпрепровождение, а очень нужный процесс, особенно для гиперактивных малышей. Подвижные занятия помогают ребенку сбросить накопившуюся энергию, излишнее напряжение, агрессию и с новыми силами приступить к очередным забавам, например, сюжетно-ролевым играм.
Сюжетно-ролевые игры в старшей группе
В 5 лет ребенок осознает свою гендерную принадлежность. Мальчики начинают подражать папам, супергероям из любимых мультфильмов, а девочки — изображать из себя фей и маленьких принцесс. Значит, что пришло время сюжетно-ролевых игр. Это очень важный момент в воспитании ребенка, ведь эти забавы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Они помогают:
- усвоить правила и нормы поведения;
- ускорить речевое развитие;
- научиться оценивать свои и чужие поступки;
- воспринимать себя частью общества;
- развивать эмоции, воображение, интеллект;
- укрепить коммуникативные навыки.
Сюжетные игры можно разделить на несколько групп: социальные, бытовые, постановочные и патриотические. Для гармоничного развития личности важны любые из этих видов развлечений.
Социальные
Узнать, чем занимаются взрослые на работе, о различных профессиях, правилах поведения в общественных местах, а также пройти скорейшую социализацию, помогут сюжетно-ролевые игры социального направления. В старшей группе ДОУ детям будут интересны:
- Школа. Как вести себя на уроках, почему не надо бояться учителя, как оцениваются знания и что такое переменка — об этом и многом другом дети узнают из игры в школу. Воспитатель, как правило, берет на себя роль учителя, а воспитанники — учеников. В игровой форме детям объясняют правила поведения в этом заведении и основные принципы обучения.
- Поликлиника. Воспитатель выбирает врачей: окулиста, стоматолога, хирурга и их помощников — медсестер. Дети приводят на прием «заболевших» игрушек. Прежде чем занять очередь, надо понять, к какому специалисту нужно обращаться. Доктор осматривает пациентов, назначает лечение, а медсестра делает уколы, помогает «вырезать аппендицит», измеряет температуру и давление.
- Банк. Выбирают управляющего, операциониста, охранника. Дети могут взять кредит, снять наличные с банковской карты, открыть вклад, а заодно понять, чем занимаются сотрудники этого заведения. Игру можно сделать более увлекательной, если в банк вдруг нагрянут грабители.
Кроме этого, дети с удовольствием поиграют в полицию, МЧС, магазин, салон красоты или кафе.
Бытовые
Игра в «семью» — классика жанра. Девочки с удовольствием исполняют роль мамы, бабушки, а мальчики, соответственно, не прочь попробовать себя в качестве главы семейства. Воспитатель может предложить любую тему: «Празднование Нового года», «День рождения бабушки», «Поездку за грибами или в отпуск» и т.д. Задача взрослого — обозначить сюжет и распределить роли, остальное сделают дети сами. Они ведь частенько становятся участниками таких же событий, только реальных.
Очень интересная игра «Магазин вежливости». Здесь вместо товара продают вежливые слова. Карточки заранее готовит воспитатель. Он рассказывает воспитанникам о ситуациях, которые зачастую возникают в семье, между близкими людьми, и предлагает найти выход с помощью «волшебных» слов. К примеру, ребенок разбил вазу и скрыл свой проступок от мамы. Воспитатель предлагает посетить магазин и выбрать из всех имеющихся там слов, нужные, с помощью которых можно извиниться и попросить прощения.
Постановочные
Выбирайте вместе с детьми любимую сказку и готовьте театрализованное представление. Задача воспитателя — подобрать нужные предметы для постановки, познакомить детей с произведением и озвучить обязанности каждого действующего лица. Как правило, постановочные игры начинаются с «Репки», «Теремка» и «Колобка».
Патриотические
Игры патриотической направленности учат выносливости, подчинению определенным правилам, воспитывают волевые качества. Для воспитанников старшего дошкольного возраста подойдут:
- «Разведчики». Воспитатель заранее готовит реквизит (пакет с заданиями, сооружения-препятствия, медали). После этого распределяет роли: разведчиков, снайперов, командира, медсестры, и рассказывает о подвигах солдат в годы войны. Среди задач — небольшой квест по поиску карты, переход «бурной реки» по узкому мостику (скамейки), попадание в цель мешочками с песком, для медсестры — перевязка «раненого», наложение шины на сломанную руку. Задание выполнено успешно. Играет марш, а разведчики выстраиваются в шеренгу и получают медали из рук главнокомандующего.
- «Застава». Воспитатель рассказывает, что такое граница и как важно ее охранять. Объясняет, где живут пограничники, как проходят их дни в мирное время. В числе участников: командир заставы, пограничники, собаководы, медсестра, повар и вражеские лазутчики. По легенде — нарушена граница. На заставе объявлена тревога. Отряд отправляется на поиски нарушителей. Не все уцелеют, но на заставе есть медсанчасть, где раненым окажут помощь. Не останется без работы и повар — он будет готовить вкусный обед и угощать уставших солдат.
Игры нужны для подготовки ребенка к будущему и для того, чтобы настоящее было интересным и счастливым. Эти задачи будут выполнены, если к детским забавам относиться со всей серьезностью, вдумчиво подходить к выбору и создавать все условия для их проведения.