Малыши, посещающие детский сад, проводят в нем большую часть своего времени. Поэтому на плечи воспитателей ложится важная задача — сделать каждый день, проведенный в дошкольном заведении, интересным и полезным. На помощь педагогам приходят игры. Какие занятия смогут увлечь ребенка, позволят активно изучать окружающий мир, правила поведения, получать необходимые навыки — в нашей статье.
Виды развивающих игр в детском саду
Классификация игровых занятий для ДОУ достаточно условна. Они могут отличаться направленностью, реквизитом, наличием или отсутствием правил, числом участников, степенью подвижности. Мы расскажем о трех основных видах игр:
- активных, проводимых в зале или на свежем воздухе;
- дидактических, развивающих когнитивные функции ребенка;
- сюжетно-ролевых.
Как известно, дошкольники от 3 до 7 лет не могут долгое время концентрировать внимание, поэтому игры нужно чередовать. Спокойные занятия должны сменяться активными и наоборот.
Дидактические игры на развитие когнитивных способностей
Познание окружающего мира, изучение нового, решение простых или сложных задач невозможно без развитой психики. А именно: памяти, внимания, мышления, логики, восприятия, воображения. Тренировка психических навыков в детском саду проводится исключительно в игровой форме. Для организации процесса понадобятся соответствующие игрушки.
Пазлы
Собирать картинки из разрозненных кусочков — одно из самых любимых занятий малышей. Они увлекают и в то же время ненавязчиво тренируют когнитивные способности. Главное — подобрать пособия, соответствующие возрасту детей.
Для младшей группы, которую посещают дети 3-4 лет, подойдут наборы из 6-12 элементов. Для старшей можно предложить картинки, состоящие из 20-25 деталей, а завтрашние школьники с удовольствием займутся созданием изображения из 40 и более элементов. Обращайте внимание на материал, из которого изготовлены фрагменты. По отзывам воспитателей, лучшие пазлы — деревянные. Они полностью соответствуют требованиям СанПиН, а кроме того, их легко мыть, трудно сломать, они приятны на ощупь и имеют особую энергетику.
Пазлы можно собирать поодиночке или устроить веселые соревнования. Разделите детей на несколько команд по 3-4 человека и каждой дайте задание — собрать быстро и правильно картинку.
С не меньшим интересом малыши будут играть с мозаикой, а старшим дошкольникам наверняка понравится танграм. Эта головоломка-конструктор, состоящая всего из семи элементов, позволяет собирать тысячи различных силуэтов. С ней легко устроить соревнование не только на скорость, но и на количество собранных за ограниченное время разнообразных фигур.
Шнуровка
Для детей любого возраста полезны упражнения на тренировку мелкой моторики. Ведь этот навык не только способствует улучшению координации движений, но и развивает речь, а также делает пальцы и кисти гибче, послушнее, подготавливая руку к письму. Отличным тренажером для развития мелкой моторики выступает шнуровка. Для самых маленьких подойдут игрушки в виде фигурок забавных животных с отверстиями для продевания шнурка. Для более старших можно приобрести шнуровки-бусы, где на веревочку нанизывают в определенном порядке элементы разной формы и цвета, цифры, буквы.
Предложите детям зашнуровать фигурки на скорость, правильно собрать слоги, слова из букв, расположить цифры в порядке возрастания/убывания. Хорошей тренировкой для запоминания цвета станет игра, в которой воспитатель диктует порядок нанизывания разноцветных деталей. Кто правильно собрал ожерелье — победитель.
Домино
Развлечений с нестареющей «настолкой» великое множество. Можно действовать по регламентированным правилам или придумать свои. Для дошкольных учреждений подойдут детские наборы, где вместо традиционных точек на фишках изображены рисунки.
Смысл классической игры в домино для детей не отличается от взрослой. Необходимо составить цепочку, где фишки соприкасаются друг с другом стороной с одинаковым рисунком. Кто быстрее выложил все костяшки — выиграл. Кроме всем известной «оригинальной» игры можно предложить детям еще несколько вариантов:
- Закрывашки. Костяшки делятся поровну между участниками, после чего каждый складывает их в стопку, изображением вниз. Первый игрок кладет на поле свою верхнюю фишку. Следующий участник открывает свою, если она подошла — выкладывает, а если нет, помещает вниз стопки и пропускает ход. Кто первым закончил игру — становится победителем.
- Математическое домино. Эта игра подойдет детям подготовительной группы, умеющим производить арифметические действия. Для игры подойдет набор с изображением цифр на костяшках. Фишка кладется так, чтобы одно из чисел на ней было результатом любых вычислений с двумя соседними. К примеру, ветвь закончилась камнем 2:1. Игрок может выложить костяшку, на одной стороне которой будет 3 (сумма) или 1 (разность). Нет подходящей — ход пропускается.
Мемори
Игра, направленная на развитие памяти и внимания, нравится детям любого возраста. Малышам раздают фишки (карточки) с изображенными на них предметами. Смысл игры — подобрать к ним пару среди расположенных на общем поле закрытых карточек. Каждый игрок поворачивает одну, и если рисунок ему подходит, забирает себе и выводит пару из игры. В противном случае ход передается другому участнику. Внимательно следя за процессом, дети запоминают, какое было изображение на открывшейся на секунду карточке, и используют знания в своих интересах. Первый, избавившийся от карточек — победитель.
Активные игры
Маленькие дети — это неугомонные непоседы, готовые бегать и прыгать сутками напролет. Подвижные игры помогают ребенку эффективно сбрасывать накопившуюся энергию. Они учат ловкости, координации движений, тренируют силу, меткость, скорость, улучшают аппетит и активизируют общение. Активное времяпрепровождение может представлять собой сюжетную игру, спортивное мероприятие с жесткими правилами или занятия, обучающие ребенка совершать определенные действия: попадать в цель, прыгать через скакалку, крутить хула-хуп.
Игр, подходящих для ДОУ, множество: догонялки, салки, ловишки, «классики», прятки, вышибалы, жмурки и т.д. Мы сделали небольшую подборку менее известных, но очень увлекательных занятий, которые помогут воспитателям внести разнообразие в уже имеющуюся картотеку:
- «Попробуй удержи». Группа делится на пары. Каждой вручается воздушный шар, который нужно удержать определенное время (не менее 20 сек). Подвох в том, что шарик можно поддерживать только определенной частью тела: носом, пальцем, плечом.
- «Светофор». Из числа воспитанников назначается ведущий-«светофор». Он стоит на одном конце площадки, остальные дети-«пешеходы» –– на другом. По команде ведущего: «Красный свет!», дети замирают, а после слов: «Зеленый свет», каждый старается сделать больше шагов по направлению к «светофору». Если ведущий заметил игрока, передвигающегося после произнесенных запрещающих слов, нарушителя отправляют на исходную позицию. Кто вперед всех доберется до «светофора», считается победителем.
- «Река и берег». Малыши выстраиваются в одну шеренгу, ведущий произносит слово «река», после чего малыши отпрыгивают назад. Когда они слышат слово «берег», делают шаг вперед. Взрослый пытается запутать игроков, говорит много других слов. Кто был невнимателен и неправильно отреагировал на команду, выходит из игры. Последний оставшийся становится победителем.
- «Лиса ловит кур». На пол укладывают несколько обручей. Это курятники, где куры могут спрятаться от лисы. Играет музыка, курочки бегают по площадке, а лисичка стоит неподвижно. Как только наступает тишина, лиса пытается схватить одну из куриц, не успевшую запрыгнуть в курятник. Пойманная птица становится лисой, и веселье продолжается.
- «Волшебное слово». Дети выстраиваются в шеренгу. Им предлагают выполнить команды: присесть, поднять руки, попрыгать. Есть одно условие: слушаться, только если к команде добавлено слово «пожалуйста». Кто был невнимателен, ошибся — выходит из игры.
- «Ручеек». На полу чертят две параллельные полоски на расстоянии 2 м друг от друга — это ручей. Между ними рисуют камни. Малыши по очереди должны перебраться с одного берега на другой, не «замочив» ног. Кто не смог, отправляется «сушиться». В результате, на берегу остаются только самые ловкие.
- «Удочка». Дети бегают в очерченном круге. В центре находится воспитатель, который раскручивает над самым полом веревочку с привязанной к ней мешочком с песком. Малыши должны перепрыгивать через веревку. Те, кого она задела — выходят из игры.
- «Собери портфель». На двух столиках располагают школьные принадлежности вперемешку с игрушками. Группу делят на две команды. Каждый участник эстафеты должен добежать до стола, положить в портфель нужный предмет и вернуться назад. Побеждает команда, которая первая и безошибочно собрала школьные принадлежности.
Активные игры лучше проводить на свежем воздухе. Кислород стимулирует мозговую активность у детей, поэтому к тренировке физической формы добавляется стимуляция умственной деятельности. Набор игр зависит от возраста детей и уровня их развития. Для младших дошкольников основная цель занятий — отработка всех видов движения и тренировка координации. В старшей или подготовительной группе основной упор делают на воспитании командного духа, упорства, воли к победе.
Сюжетно-ролевые игры
Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей достаточно велика. Они способствуют усвоению норм поведения во «взрослом» обществе, учат оценивать свои и чужие действия, осознавать себя частью коллектива. А кроме того:
- формируют эмоции;
- развивают интеллект;
- тренируют воображение;
- увеличивают словарный запас;
- обучают коммуникативным навыкам.
Чтобы воспитать гармоничную личность, в картотеку игр детских дошкольных учреждений вводят всевозможные виды игр.
Общественные
Направлены на скорейшую социализацию малышей, формирование культуры отношений в обществе и начальных понятий о профессиональной этике. Ребенку в ДОУ можно предложить, к примеру:
- Парикмахерскую. Для организации игры потребуются халаты для мастеров, накидки для клиентов, ножнички, расчески, флаконы лака для волос, пульверизатор. Расскажите детям о парикмахерской, какие залы там бывают, и чем занимаются специалисты. После этого нужно назначить мастеров и клиентов, которые, как правило, приводят в салон своих детей-кукол.
- Магазин. Воспитатель предлагает малышам устроить в игровом зале настоящий супермаркет, состоящий из нескольких отделов. Дети выбирают себе роли: продавцов-консультантов, кассиров, покупателей, водителей, доставляющих товар, и заполняют прилавки соответствующими предметами. В ходе игры они приходят в магазин, консультируются с продавцами, выбирают товар, расплачиваются наличными или банковской карточкой в кассе.
- Стройплощадка. Почему бы всем вместе не построить общий дом для игрушек? Назначаются строители, водители, крановщики. Для игры понадобится несколько конструкторов, грузовики, кран. Дом построен — празднуем новоселье.
- Поликлиника. Воспитатель назначает врача и медсестру. Остальные дети вместе с игрушками приходят к ним на прием. Проблемы у всех разные: болит зуб, голова, живот, один простыл, а другой прищемил палец. Доктор проводит осмотр, делает назначения, а медсестра их выполняет. Чем старше дети, тем большее количество узких специалистов можно вводить в игру: окулистов, стоматологов, хирургов.
Кроме этого, детям наверняка понравится играть в библиотеку, банк, аптеку, гараж, туристическую компанию или полицейский участок.
Бытовые
Малыши любят копировать поведение взрослых, представлять себя в роли родителя, старшей сестры или брата. Они с удовольствием «готовят обед», ухаживают за «своими» детьми, приглашают друзей на праздничный ужин.
Воспитатель может предложить поиграть в «Семью». Сюжет можно подобрать любой, к примеру, День рождения мамы. Семья очень большая, и каждый может выбрать себе роль по желанию. Общая цель — купить подарок, подготовить праздничный стол и развлекательную программу. Дети обсуждают меню, приобретают продукты, готовят обед, сервируют и т.д.
Еще один пример бытовой сюжетно-ролевой игры — «Поездка в лес за грибами». Семья собирается ехать за грибами на большой папиной машине. Мама приготовила корзинки, игрушечные ножи. В пути папа останавливается, чинит автомобиль, предлагает детям в это время повторить, какие они знают съедобные грибы. На полянке малыши наперегонки собирают грибы и складывают их в свои корзинки. После этого вместе с воспитателем рассматривают содержимое лукошек и рассказывают, что они решили взять и почему.
Патриотические
Такие забавы позволяют познакомиться с понятиями «Отечество», «воинский долг», «честь», «государственная граница», «герой». Предложите воспитанникам поучаствовать в играх:
- Граница. Детям понадобятся фуражки, автоматы, собака, пограничные столбы. Распределяют роли: лазутчика, пограничников, командира заставы, кинологов, врача медсанбата. Перед игрой детям рассказывают о том, что такое застава, граница, как ее охраняют. Сюжет можно выбрать любой, например: нарушена граница, объявлена тревога, идет погоня за лазутчиком, он отстреливается, ранит командира и т.д.
- Военная разведка. Воспитатель рассказывает о роли разведчиков в войне, о качествах характера, которыми должны обладать эти люди, и их атрибутах: фотоаппаратах, планшетах, невидимых чернилах, рациях, крошечных записывающих устройствах. Дети распределяют роли разведчиков, охранников, часовых, командиров.
Конечно, такие занятия больше понравятся мальчикам, но девочки также могут принять в них участие, например, в качестве медсестер или радисток.
Постановочные (на основе любимых произведений)
Для организации постановочных сюжетно-ролевых игр не надо ничего придумывать. Выбирайте с детьми понравившуюся сказку, мультфильм и попробуйте разыграть их по ролям. Не стоит заучивать речь наизусть, главное выдержать сюжет и передать смысл.
Задача воспитателя — подобрать реквизит или предложить сделать его своими руками, объяснить детям новые понятия, как можно больше рассказать о том, во что вы будете играть. А кроме того, озвучить обязанности для каждой роли, наблюдать за процессом и вносить корректировки в ход занятия.
Выбирая развивающие игры для детей в детском саду, помните, что они должны не только развлекать и обеспечивать интересный досуг, но и быть элементами образовательного процесса. Ведь ценностными приоритетами любого дошкольного учреждения считаются воспитание, обучение и физическое развитие каждого ребенка.