Каждый ребенок развивается по индивидуальному «графику». Однако, несмотря на это, они неустанно сравнивают достижения своего малыша с успехами сверстников. Мамы, папы, бабушки и дедушки испытывают гордость, когда их малютка начинает раньше других говорить, ползать или ходить, а малейшее отставание становится поводом для беспокойства. Мы расскажем, что должен уметь ребенок в год и какие действия нужно предпринимать для его гармоничного развития.
Физиология годовалого малыша
В течение первого года жизни ребенок развивается очень интенсивно. Из маленького беспомощного комочка за 12 месяцев он вырастает в довольно самостоятельного, подвижного малыша. Для родителей, которые обеспокоены правильным развитием детей, могут служить ориентиром основные физиологические показатели:
- Рост и вес. Если в первые полгода дети набирают вес килограммами, то к году месячная прибавка в среднем составляет 350 грамм. Нормой считается увеличение веса от момента рождения до 12 месяцев в 3 раза.
- Количество зубов. Чаще всего, к году у ребенка прорезывается 8 зубиков. Однако даже 12 или всего 1-2 зуба детские врачи считают нормой. В случае же их полного отсутствия, родителям нужно проконсультироваться со специалистами.
Стоит отметить, что эти показатели могут отклоняться в зависимости от особенностей организма каждого малыша, его образа жизни, питания, генетической наследственности, пола. Мальчики появляются на свет обычно крупнее девочек, поэтому к году их показатели роста и веса выше. Однако если физиологические данные малыша сильно отличаются от усредненных, это повод насторожиться и поделиться своими сомнениями с врачом.
Физические способности
Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в год в плане физического развития. Как правило, к своей первой годовщине, он уже может:
- быстро ползать;
- уверенно стоять на ножках;
- ходить с поддержкой или без нее;
- сидеть без опоры, на корточках;
- вставать на ноги с любого положения;
- брать в руки одновременно несколько предметов;
- собирать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
- забираться на стулья или диваны;
- строить башни из кубиков, собирать пирамидки.
Все полученные к году навыки еще недостаточно отточены, а жажда познания окружающего мира у малышей очень велика. Не стоит им запрещать изучать пространство, но и оставлять без присмотра маленького исследователя не рекомендуется. Ведь карабкаясь на диван, пытаясь самостоятельно забраться на лестницу, пробуя пуговицу на вкус, хлопая дверцами шкафа или желая познакомиться поближе с розеткой, непоседа рискует получить серьезную травму.
Бытовые навыки
Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:
- помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
- пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
- подставлять ноги и руки в процессе одевания;
- надеть шапку или стянуть штаны;
- собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.
Психические достижения
То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.
Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.
Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.
Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:
- улыбаться;
- отзываться на свое имя;
- эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
- узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
- с интересом реагировать на новые игрушки;
- подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
- понимать речь родителей, запрет;
- показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
- ритмично двигаться под музыку;
- выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
- радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.
Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.
Развитие ребенка от года до полутора: рекомендации родителям
Занятия малышей от года до полутора должны быть направлены в основном на развитие речи, органов чувств (слуха, зрения, тактильного ощущения), крупной, мелкой моторики и координации движений.
Тренировку крупной моторики можно проводить с помощью простых упражнений:
- Прыжки. Включите музыку, возьмите малыша за ручки или подмышки и попрыгайте вместе с ним.
- Достань игрушку. Покажите ребенку интересный предмет и положите его на диван, подальше от края. Пусть малыш попытается самостоятельно его достать.
- Преодоление препятствий. На пути к игрушке соорудите препятствие из обычных или диванных подушек. Ребенок должен самостоятельно добраться до цели.
- Игра с мячом. Покажите сыну или дочке, как можно использовать мяч (катать, пинать, бросать). Такие игры наверняка понравятся любому малышу.
- Лабиринт. Если ребенок уже ходит без поддержки, можно заняться тренировкой равновесия. Проложите из листов бумаги дорожку на полу и попросите его по ней пройти. Вскоре вы заметите, что походка стала уверенней, а малыша уже не качает в стороны.
Не менее важно тренировать мелкую моторику. Детские психологи и педагоги рекомендуют для этой цели использовать специальные развивающие игрушки, такие как:
- пирамидка;
- сортер;
- коструктор;
- шнуровка;
- бизиборд;
- пазлы;
- музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, барабан.
Помимо мелкой моторики они тренируют координацию движений, мышление, воображение, память, улучшают тактильную чувствительность, цветовосприятие и речевой аппарат. Кроме того, бизиборд дает возможность для исследования окружающего мира, а игрушечные музыкальные инструменты развивают чувство ритма и музыкальный слух. Подробнее о том, какие игрушки нужны малышу в год, читайте в статье.
Родители, которые знают, что должен уметь ребенок в полтора года или год, могут спокойно следить за его развитием, вовремя откорректировать отставание, а при необходимости обратиться к специалистам. Не сравнивайте своих детей с соседскими малышами, не устраивайте соревнований, не ищите в них изъяны, а любите их, и они ответят тем же.