Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным не по годам. Однако не все дети быстро развиваются, удивляя окружающих необычайной сообразительностью. Одним малышам обучение дается легко, а другие воспринимают информацию с трудом. Поэтому взрослым потребуется приложить усилия, чтобы ребенок как можно раньше овладел базовыми знаниями, среди которых особое место занимает счет. Это умение даст старт для дальнейшего успешного обучения в школе, развития мышления, памяти и сообразительности. Как научить ребенка считать, что, как и когда нужно делать — читайте в нашей статье.
Учим считать: общие рекомендации
Не нужно торопиться и нагружать маленького ребенка полноценными занятиями, однако готовить его к овладению счетом стоит начинать с младенчества. Обучение проводится планомерно и поэтапно, в зависимости от возраста малыша:
- До года. Мозг годовалого ребенка не готов к восприятию сложной информации. Самое важное на данном этапе — развивать мелкую моторику, образное мышление. Полезно повторять детские считалочки, загибая пальчики на руках крохи.
- От 1 до 3 лет. Приходит пора познакомить малыша с понятиями «много-мало». Здесь на помощь придут всевозможные игровые пособия. Объясняйте, что одна игрушка в руке — это мало, а в коробке их много. Рассматривая обучающие книжки, можно спрашивать, каких фигурок на картинке больше, каких меньше или равное количество. В 2 года ребенок еще не сможет осознанно считать, но уже трехлетний — способен освоить счет до 5.
- От 3 лет до 4. На этом возрастном этапе при обучении важна наглядность. Можно начать пересчитывать все, что попадается на глаза: пальцы, палочки, игрушки, деревья, ступеньки, конфеты. Трех-четырехлетние малыши любят помогать родителям по хозяйству. Это стремление можно использовать для обучения. Вариантов множество: поставить на стол четыре чашки, пересчитать пирожные и сказать, хватит ли их на всех членов семьи, подать три салфетки и т.д.
- От 4 до 5 лет. Объясняйте принцип формирования чисел из цифр и пытайтесь в счете добраться до 100. Если ребенок понял, можно полагать, что он родился с математическим складом ума, а если информация дается с трудом, не стоит отчаиваться, он обязательно позже все поймет.
- В 5-6 лет переходите от наглядности к счету в уме, без помощи пальцев или палочек. Стоит потренироваться считать в обратном порядке, в сложении и вычитании.
Чтобы занятия для малыша были в радость и не вызывали негативной реакции, необходимо придерживаться простых правил:
- Сохранять спокойствие и терпение. Нервничая и срываясь на крик можно отбить охоту учиться. При первых признаках негативной реакции ребенка, усталости, потери интереса, нужно прерывать обучение.
- Проводить занятия с малышами исключительно в игровой форме. Чтобы ребенок воспринимал информацию, не обязательно его усаживать за стол, учиться лучше в процессе игры: забивая голы в ворота, собирая конструктор, нагружая кубиками грузовичок, прыгая через скакалку. С дошкольниками можно начинать проводить более серьезные занятия, но их продолжительность не должна превышать 15-20 минут.
- Подключать к обучению окружающие предметы. Для пересчитывания подойдет все: ложки, кружки на столе, конфеты, фрукты, машины во дворе, дети, играющие на площадке.
- Помнить об индивидуальности ребенка. Не стоит требовать от малыша больше, чем он способен сделать на данном этапе. Не понимает — вернитесь к теме позже. К каждому понимание приходит в свое время.
- Задействовать органы чувств ребенка. Обучение результативнее, если малыш сам перекладывает предметы счета, произносит цифры вслух. Подключить к процессу обоняние и вкус можно с помощью нехитрых уловок: пересчитать конфеты перед тем, как съесть, или цветы, вдохнув аромат каждого.
Начиная обучение, необходимо дать ребенку время привыкнуть к терминам, названиям, самому процессу и только потом попытаться донести смысл изучаемого. Когда малыш поймет произносимые значения, следует переходить к запоминанию. Больше про роль и значение игрушек в жизни детей можно прочитать в нашей статье.
Как научить ребенка считать до 10
Это пожалуй, самый сложный момент обучения. Легко заучить с ребенком порядок цифр в пределах 10, по типу считалочки, но это не говорит о том, что малыш освоил счет. Чтобы дети стали воспринимать цифры как обозначение количества, можно воспользоваться подручными средствами:
- Тренируемся на пальцах рук. Познакомим ребенка с собственными пальчиками. Пересчитаем вместе: сначала, загибая — в прямом порядке, потом, разгибая — в обратном. При этом использовать лучше не только количественные (один, два), но и порядковые числительные (первый, второй). Хорошо в процессе использовать всевозможные считалочки. Когда малыш станет легко справляться с заданием, беремся за вторую ручку, учимся считать до 10.
- Применяем счетные палочки. Из них интересно составлять дорожки, а потом считать и подбирать нужную цифру. В этом занятии есть еще большой плюс — определяя визуально длину линии, малышу легко понять, какая цифра больше или меньше.
- Играем в домино. Самым маленьким стоит предложить увлекательное занятие: прикрепить к машине цифру, обозначающую «грузоподъемность» и предложить загружать в нее фишки, согласно «техническим требованиям». Для детей постарше существует специальное детское домино, где на одной половинке фишки изображена картинка из элементов, а на другой цифра, обозначающая их количество. Выкладывая костяшки, ребенок будет машинально соотносить между собой рисунки на двух частях.
- Строим башни. Ваше чадо любит строить высокие башни из кубиков? Можно легко совместить это развлечение с элементами обучения, добавив в игру обязательный пересчет строительных элементов и ограничив высоту определенным количеством «кирпичиков».
Проявив фантазию, родители смогут помочь ребенку легко освоить счет до 10. После успешно пройденного самого сложного этапа, вопрос как научить ребенка считать до 20 или до ста, не вызовет у взрослых особых затруднений. Главное — донести до малыша понятия единиц и десятков. Для этого хорошо подойдет любой наглядный счетный материал.
Алгоритм обучения прост:
- Ребенок выкладывает в один ряд слева направо 10 кубиков (желательно одинакового цвета).
- Взрослый поясняет, что это десяток и его мы будем называть «дцать».
- Добавляем сверху первого ряда один кубик, в результате получаем — один, расположенный на «дцать», то есть, одиннадцать.
- Далее предлагаем ребенку самому, добавляя по элементу, попробовать составить числительное, обозначающее количество. «Две-на-дцать», «три-на-дцать», так, до двадцати.
Если ребенок усвоил схему образования и состав чисел до 20, можно переходить к следующему этапу и научить его простейшим математическим действиям — складывать и вычитать в пределах 20. Для этого стоит использовать специальные игровые пособия, картинки, кубики, счетные палочки или даже цифры на линейке. Покажите как правильно отсчитывать по ней деления и получать результат простых вычислений. Однако, ряд специалистов не приветствуют использование такого наглядного материала, как линейка, а предлагают применять либо игровые пособия, разработанные для этих целей, либо обходиться без них, применяя методики устного обучения. Хорошо, если малыш освоит один из способов вычислений в уме еще перед школой и пойдет в 1 класс, полностью готовым стать отличником.
Как научить ребенка быстро считать
Существует мнение, что быстрый устный счет дети могут начинать осваивать в возрасте с 4 лет до 5. Однако, предварительно, они должны изучить:
- понятия «один», «много», «больше», «меньше»;
- соответствие количества предметов определенной цифре;
- порядковый и количественный счет;
- состав числа.
Только при наличии этих знаний можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Существует несколько методик, с помощью которых можно обучать устному счету дошколят и первоклассников:
- С переходом через десяток. Данный метод основан на разложении второго слагаемого на два числа, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Рассмотрим пример: чтобы сложить 9 и 4, надо разложить четверку на 1 и 3, а после, к 10 прибавить 3.
- Быстрое сложение двузначных чисел. Смысл заключается в том, что для удобства большее из чисел округляют с превышением до ближайшего десятка, производят сложение, а потом вычитают то число, на которое было сделано увеличение. Приведем пример: 13+28=13+30-2=41.
- Ментальная арифметика. Это современная методика обучения быстрому устному счету. Первые тренировки предполагают решение примеров на счетах, которые впоследствии замещаются ментальной картинкой. Мысленная визуализация вычислений позволяет быстро производить математические действия с любыми числами, как однозначными, так и двузначными.
Ознакомившись с несколькими методиками, можно выбрать подходящий способ, который, наиболее полно отвечает на вопрос как научить ребенка считать в уме. Математика — сложная наука. Многим детям научиться считать бывает труднее, чем освоить чтение или письмо. Главная задача родителей — привить любовь к предмету. Первые шаги по изучению этой сложной темы должны иметь форму игры и интересно подаваться. Чем увлекательнее будет процесс для ребенка, тем быстрее он освоит счет. В нашем блоге вы можете найти интересные статьи, которые помогут вам правильно организовать обучение и развитие ребенка.