Хорошая успеваемость в школе — это важное и необходимое условие для достижения успеха в жизни. Столкнувшись с упорным нежеланием учиться со стороны младшего школьника, мамы и папы начинают нервничать, бросаться в крайности. В ход идет наказание, запугивание или обязательные подарки за пятерки. Эти действия, зачастую, не только не помогают, но и усугубляют ситуацию. Как научить ребенка учиться с желанием — далее в статье.
Причины плохой успеваемости
Прежде чем бороться с нежеланием ребенка учиться, нужно выяснить причины его поведения. Их может быть несколько:
- Ребенок психологически не готов к занятиям. 7 лет — оптимальный возраст для начала обучения. Даже если малыш хорошо развит, а вам кажется, что еще год в детском саду — лишняя трата времени, не торопитесь отправлять его в школу. Ведь шестилетке, в силу своего возраста, будет тяжело сидеть длительное время без движения на уроках или подчиняться определенным правилам.
- Недостаточная подготовка к школе. Требования к нынешним первоклассникам кардинально отличаются от тех, которые предъявлялись ранее. Дети, поступающие в школу, должны уметь считать, читать, иметь подготовленную к письму руку. Если он не посещал ДОУ, а родители не смогли привить этих навыков, малышу будет сложно угнаться за сверстниками. Отсюда — разочарование, снижение самооценки и, как следствие, нежелание посещать школу.
- Завышенные требования. Взрослые хотят, чтобы школьники проводили время только с пользой. Родители стараются записать их в самую лучшую, специализированную школу, одновременно — в музыкальную, спортивную, хореографическую, художественную. Часто при этом детское желание не учитывается. В результате малыш вынужден учиться на пределе своих сил, заниматься тем, что ему не интересно. Подумайте, может вы чересчур много требуете?
- Конфликт с учителем. Он не обязательно имеет открытую форму. Многие впечатлительные дети, случайно услышав нелестный отзыв о себе от учителя, начинают испытывать к педагогу неприязнь, теряют желание ходить в школу.
- «Токсичное» окружение. Скандалы в семье или унижение, насмешки со стороны одноклассников, вынуждают ребенка замыкаться в себе, ведут к задержке нервно-психического развития. О желании учиться в такой обстановке не может быть и речи.
- Скучные уроки. Для учеников младших классов важно, чтобы обучение проходило в активной игровой форме. Преобладание на уроках самостоятельного изучения материала по учебнику или переписывание упражнений, снижают интерес к предмету. Если же они слышат или видят что-то интересное, чувствуют, как учитель сам увлечен, начинают с радостью ожидать уроков.
Это лишь несколько очевидных причин, по которым дети теряют интерес к учебе и переходят в разряд «хронически неуспевающих». Чтобы устранить такие проблемы, нужно наладить доверительные отношения с ребенком, почаще бывать в школе, разговаривать с учителем, другими родителями, приглашать в свой дом одноклассников, активно интересоваться их школьной жизнью.
Если малыш пошел в школу подготовленным, отношения с окружающими — дружеские, нагрузка — по силам, педагог — профессионал, то стоит задуматься о еще одной важной причине нежелания учиться — отсутствия мотивации.
Что такое мотивация
Мотивация — это некая совокупность факторов, побуждающих человека совершать определенные действия для удовлетворения своих потребностей, достижения целей и решения задач. Мотивы для успешного обучения делятся на внешние и внутренние.
1. ВнешниеК этому виду относятся награды и наказания. Многие родители отдают предпочтение именно такой мотивации. Однако психологи уверены, что метод «кнута и пряника» не прививает желание учиться, а заставляет находить простые способы получить обещанную награду или избежать наказания. Отсюда — желание списать, обмануть, переложить выполнение домашних заданий, а также ответственность за их правильность на родителей, сокрытие плохих оценок или замечаний учителя.
2. ВнутренниеПримером такого вида мотивации может служить осознание ребенком того, что хорошая успеваемость в школе позволит сдать экзамены, поступить в институт, получить интересную специальность, стать уважаемым человеком. Такие стимулы подойдут для старшеклассников. Увлечь тех, кто только пришел в школу, далекими, призрачными целями невозможно. Здесь важны мотивы:
- Познавательные. Дети любопытны от природы и, как правило, пытаются больше узнать. Интерес вызывает как конечный результат, так и сам процесс обучения.
- Коммуникативные. Стать двоечнику членом команды и принять участие в интересной интеллектуальной игре нереально. Многие дети, пытаясь расширить круг общения, стать «своим» в определенной группе, изо всех сил пытаются повышать свой уровень знаний.
- Развитие своих способностей. Дети любят заниматься тем, что им нравится. Имея ярко выраженные склонности к точным наукам или гуманитарным, ученики стремятся их развивать. Учеба начинает приносить им удовольствие.
- Эмоциональные. Чувствовать себя уверенно на любом уроке, гордиться своими достижениями — важные стимулы для учебы.
Мотивация может меняться в зависимости от возраста ребенка, а задача родителей — помочь ее сформировать и укрепить.
Как повысить мотивацию к учебе
Мотивация к обучению формируется не за один день, подумать об этом нужно задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Развивать любознательность, самостоятельность, целеполагание, упорство, внимание и усидчивость нужно еще в дошкольном возрасте. Для занятий подойдут специальные игрушки, побуждающие к размышлению, вызывающие интерес к познанию неизвестного. К примеру:
- бизиборды;
- конструкторы;
- шнуровки;
- сортеры;
- лабиринты;
- пазлы, мозаика.
Игра — это важный инструмент педагогического воздействия не только на дошкольников, но и детей постарше. Если ребенок не хочет что-то учить или не понимает пройденного урока, всегда можно придумать полезное обучающее развлечение с игрушечным счетным материалом, бизибордами-часиками, шнуровками-бусами с алфавитом, лото, домино и т.д. Помните, что настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, но не с давлением или принуждением.
Отвечая на вопрос, что делать, если у ребенка нет желания учиться, детские психологи дают несколько советов:
- Создайте настрой. У школьника должно быть свое место для занятий. Если нет возможности выделить отдельную комнату, оборудуйте уголок со столом, стулом, настольной лампой, полками для книг, тетрадей. Второе важное условие — приступать к домашним заданиям после того, как ребенок отдохнул от уроков.
- Поощряйте увлечения детей. Не запрещайте заниматься любимым хобби. Включитесь в процесс вместе с ребенком. Есть интерес к чтению или поэзии — посетите творческие вечера, организуйте поход в дом-музей известного писателя. Ребенок увлекся астрономией — сводите его в планетарий, купите энциклопедию, телескоп. Покажите, что вам также интересно узнавать новое и учиться вместе с ним.
- Изучайте биографии великих людей. Практически все известные личности, добившиеся успеха, имели огромную внутреннюю мотивацию. Рассказывайте детям как Илон Маск с нуля освоил ракетостроение, а Джек Ма (первый китайский бизнесмен) учил английский, общаясь с иностранными туристами. Такие истории не оставят детей равнодушными, заставят задуматься, почему люди смогли добиться желаемого.
- Отвечайте на вопросы. Не отмахивайтесь от проблемы, волнующей ребенка. Предложите вместе поискать информацию, обсуждайте прочитанное, спрашивайте его мнение. Такое поведение взрослых вызовет желание у ребенка анализировать, сомневаться, критически мыслить, а значит — учиться.
- Правильно хвалите. Надо видеть и отмечать малейшее достижение ребенка. Не пытайтесь оценивать его самого, говоря что он умный или упорный. Так вы наверняка выработаете зависимость от чужого мнения. Лучше отмечать эмоции, возникающие в связи с успехом, к примеру: «Я рада, что ты справился», «Что ты чувствуешь, усвоив такую сложную тему?».
- Не зацикливайтесь на оценках. Спрашивайте не что получил ребенок, а что он узнал нового, что понравилось, какая информация показалась неинтересной. Не каждый ученик обязан быть отличником, а если он расстроился из-за оценки — не ругайте, а поддержите.
- Научите справляться со стрессами. Расскажите, какие трудности пришлось пережить вам в школьные годы, как вы справились со страхами. Ребенок должен быть уверен, что его услышат, поддержат, помогут преодолеть неприятности.
Дети любят узнавать новое и испытывают потребность в развитии. Задача взрослых — не отбить это желание, а если оно исчезло, принять меры для восстановления интеллектуального интереса. Надеемся, что статья вам в этом поможет.