Методика Марии Монтессори стала в России настоящим «бестселлером». Об ее эффективности говорят педагоги и родители, берут за основу воспитания многие детские сады и развивающие центры. Если вы являетесь поклонником методов знаменитой итальянки, а возможности отдать ребенка в соответствующее заведение нет, можно заняться монтессори-педагогикой дома. Главное, что для этого потребуется — предметно-развивающее пространство. Как его правильно организовать, мы расскажем в нашей статье.
Принципы организации Монтессори-среды
Предметно-пространственная среда будет способствовать развитию самостоятельности ребенка, его когнитивных функций, кругозора, практических навыков самообслуживания и саморегуляции. Задача взрослых — организовать пространство и предоставить дошкольникам возможность свободной работы в нем.
В группе ДОУ или развивающем центре есть все условия для создания полноценной Монтессори-среды. Это просторные помещения, позволяющие разделить их на зоны, большие окна, обеспечивающие яркое естественное освещение, туалеты и раздевалки, оборудованные в соответствии с ростом детей, выключатели и розетки, расположенные на нужной высоте, доступ к крану с водой непосредственно в комнате для занятий и т.д.
В домашних условиях, особенно в однокомнатной квартире, создавать среду для самостоятельных занятий малышей довольно проблематично, но реально. Для этого нужно учесть несколько основных принципов:
- все предметы обстановки должны подходить малышу по размеру. В прихожей необходимо предусмотреть низкий стульчик для обувания, крючки для одежды на нужной высоте. В кухне — собственный столик и стульчик для приема пищи, подставку, чтобы ребенок имел возможность доставать посуду или продукты для перекуса. В ванной комнате нужно установить скамейку, чтобы малыш смог дотянуться до крана, выделить место для хранения детских туалетных принадлежностей и предметов для уборки: тряпок для пыли и мытья пола, щетки, совочка.
- все вещи должны выполнять развивающую функцию. Подумайте, что понадобится ребенку в ближайшую неделю. Остальные предметы лучше убрать в кладовую или недоступные для малыша шкафы. Туда же отправьте сезонную одежду, игрушки, из которых ребенок «вырос», прочитанные книги, лишнюю посуду.
- выбор должен быть достаточным, но не избыточным. Ограничьте количество вещей, к которым у ребенка будет доступ. Так ему легче будет выбирать, а также поддерживать порядок в комнате. Для ребенка дошкольного возраста достаточно 3-4 вариантов игрушек, одежды, книг. Время от времени нужно будет менять «ассортимент».
- у каждой вещи должно быть свое место. Малыш должен четко понимать, откуда взять и куда положить каждый предмет, будь то игрушки, дидактический материал, вещи или туалетные принадлежности. Хорошая идея (пока ребенок не запомнит) — крепить на полки стеллажа или коробки ярлыки с изображением предметов, которые там должны храниться.
Самое главное в организации развивающего домашнего пространства — его зонирование и наполнение подходящими для занятий или упражнений материалами. При этом нужно позаботиться о соответствии предметов возрасту ребенка, или, как учит Монтессори — сенситивному периоду развития. Это возрастной интервал, во время которого дети интересуются и легко обучаются определенным вещам.
Выделяют шесть сенситивных периодов.
Первый из них начинается еще до года и длится до 3 лет. В этом возрасте дети легко приучаются к порядку, познают мир через запахи, вкус, тактильные ощущения. Развивать координацию движений лучше от 1 до 3 лет.
А с 3 до 6 — делать упор на усвоение правил поведения в обществе. Зонировать помещение можно с самого рождения ребенка, а по мере взросления менять материалы.
Зоны Монтессори-пространства
Для гармоничного развития ребенка в квартире должно быть несколько зон разной образовательной направленности: практическая, сенсорная, математическая, языковая, естествознания (космоса). Рассмотрим подробнее каждую из них.
Практическая жизнь
Эта зона позволяет ребенку получить многие нужные навыки, такие как: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, мытье посуды, чистка обуви и одежды, ручная стирка и т.д. Для ее наполнения подойдут:
- бизиборды;
- шнуровки;
- посуда;
- инструменты для уборки: губки, тряпки, щетки, веник, совок;
- лейка для полива домашних растений;
- тазик, прищепки.
Многие родители недооценивают значимость этой зоны, но специалисты считают ее одной из самых важных для развития личности. Эти простые, на первый взгляд, предметы, для дошкольников становятся особыми учебными пособиями, помогают сформировать любовь к порядку, стать самостоятельнее, увереннее в себе.
Сенсорная
Познание мира через чувственные восприятия — важная составляющая воспитания дошкольников. Ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире через органы чувств, анализирует и систематизирует ее. Подбирая материалы для этой зоны, нужно учесть, что каждый предмет должен развивать один из сенсорных органов, изолируя другие:
- для цветового восприятия: конструкторы с разноцветными блоками или кубиками, пирамидки;
- формирования слуха: простейшие музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон), шумовые баночки с крупой, солью, бобовыми;
- тактильных ощущений: ткани (шелк, шерсть, трикотаж), шероховатые таблички, мешочки с крупами, кинетический песок;
- стереогностики (восприятия объема): сортеры с основанием в виде контейнера, рамки-вкладыши, разные по вместимости бутылочки с крышками;
- обоняния: баночки со специями;
- тепловых ощущений: емкости с горячей, холодной водой, лед.
Первые упражнения на развитие сенсорики можно начинать с ребенком в возрасте от года или даже чуть раньше.
Математическая
Эта зона предназначена для обучения цифрам и простейшим арифметическим действиям. Для ее обустройства потребуются счетный материал (палочки, прищепки), а также игрушки, на поверхности которых изображены цифры:
- домино;
- лото;
- конструкторы;
- шнуровки-бусы.
Дети, занимающиеся по системе Монтессори, идут в школу хорошо подготовленными. Они легко осваивают счет до 1000, могут складывать, вычитать, делить, умножать, понимают, что такое доли и дроби.
Языковая
В дошкольном возрасте (4-5 лет) у детей просыпается интерес к буквам. А значит, возникает потребность в специально оборудованной языковой зоне. Для занятий подойдут:
- настольные игры для развития речи (лото, домино);
- музыкальные инструменты для тренировки фонематического слуха;
- наборы кубиков с буквами;
- детские книжки (азбуки);
- набор букв из разноцветного материала разной текстуры;
- световая песочница или ящичек с манкой для рисования элементов букв.
Материалы этого пространства должны обучать чтению и письму, расширять запас слов и оказывать помощь в освоении правильного произношения звуков.
Космическая (представления об окружающем мире)
Эта зона предназначена для расширения кругозора малышей, их образования в сфере географии, биологии, истории, науки и техники. Подготовить зону должным образом помогут:
- географические карты;
- глобусы;
- телескопы и микроскопы;
- энциклопедии, словари;
- бизиборды с календарем, часами;
- тематические домино, лото;
- наборы для проведения научных опытов.
Для того чтобы ребенок успешно развивался, организовать Монтессори-среду недостаточно. Нужно научить его взаимодействовать с материалом, работать с каждым из них. Не менее важно предоставить малышу свободу деятельности, не указывать, а мягко направлять. Ведь главный постулат метода знаменитой итальянки: «Помоги мне это сделать самому».