Игра – главная сфера жизни для ребенка, его основная форма развития в любом возрасте. Занимательность мира игры способна эмоционально раскрасить монотонность обучения: усвоение, запоминание, повторение, закрепление информации. Поэтому правильные игровые упражнения и игрушки – первые помощники родителей в подготовке ребенка к первому классу в домашних условиях. Какая игра может называться эффективной, а также какие игры и обучающие игрушки можно использовать для подготовки к школе.
Условия эффективности игры как средства обучения
Любое, даже самое совершенное средство, нужно уметь применять на практике, чтобы оно приносило безусловную пользу. Поэтому использование игры в обучении требует соблюдения некоторых правил. Итак, игра должна:
- Быть безопасной.
- Соответствовать возрасту ребенка, нравиться ему и оканчиваться раньше, чем надоест. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
- Ставить обучаемого в ситуации, когда ему нужно размышлять и принимать решения.
- Приносить удовольствие от успеха, поэтому не забывайте хвалить малыша.
- Создавать хорошее настроение.
Также родитель должен сам проявлять интерес к игре и результатам ребенка. Не получится просто безучастно сидеть рядом и ждать, пока малыш сам разберется, что к чему. Более подробно про деревянные игрушки можно почитать в нашей статье.
Игрушки и игры для подготовки к школе
Подготовка дошкольника к посещению учебного заведения часто вызывает у родителей излишнее рвение научить всему и сразу. Это лишнее, поскольку может вызвать стресс у ребенка. Лучше разделить подготовительный процесс на блоки, в которых делать упор на развитие конкретных знаний, умений и навыков. По этому принципу мы разбили обучающие игры на несколько основных категорий: логические, математические, словесные, интерактивные, дидактические. Рассказываем подробнее о каждой категории, как проводить обучение в рамках каждой, какие материалы и игрушки для этого использовать.
Логические игры
Логические игры – это упражнения, которые учат связывать причины и следствие, мыслить самостоятельно, развивают умение думать ассоциативно и улавливать связь между понятиями, выстраивать собственную цепочку размышлений. И в целом мыслить широко и нестандартно, что очень пригодится в школьном возрасте.
Развивать у детей логическое мышление нужно уже с малых лет и в этом помогают всевозможные игрушки:
- Сортеры-вкладыши с геометрическими фигурами. Сначала вместе с ребенком составляйте фигурки вне рамки-основы. Показывайте и рассказывайте, какие формы существуют, на какие части могут делиться. Затем ищите на основе игрушки ячейку для каждой детали.
- Пирамидки. Абстрактные пирамидки с кольцами и квадратами интересуют детей в 1-3 года, а вот ребенку постарше, например, 5 лет, понравится собирать какой-то объект: домик, разные фигурки. В фигурных моделях тоже нужно соблюдать определенную последовательность, и она сложнее, чем в абстрактных.
- Конструкторы. Это могут быть классические модели со множеством деталей, различных по форме и цвету. Из них можно строить дома и замки, крепости и башни. Также интересны детям необычные конструкторы, например, в виде машинки или паровозика. Чтобы транспорт поехал, придется его правильно собрать. Еще есть конструкторы в виде шнуровок с деталями. Задача в таких играх – надеть на шнурок элементы в заданной последовательности. С помощью конструкторов можно играть в разнообразные игры на логику: сортировать элементы, искать лишние детали по форме и цвету и предлагать ребенку обосновать свою точку зрения по каждому принятому решению.
С помощью логических игрушек также развивается визуально-моторная координация и воображение. А впоследствии логика поможет здраво оценивать мир и окружающих, легче учиться и запоминать материал.
Математические игры
Чтобы развить у ребенка математическое мышление, подготовить к первым урокам математики, можно предложить ему несколько упражнений: от простых – к сложным. Математические игры для мальчиков и девочек:
- Право-лево, выше-ниже, перед-зад. Возьмите несколько предметов – разноцветных фигурок или любых игрушек – и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите показать, какой предмет ближе, какой дальше и т.д. Подсказывайте, если ребенок затрудняется ответить.
- Много-мало, один-много, больше-меньше, поровну. Можно использовать для этого мелкие разноцветные фигурки, например, из счетного материала. Предложите ребенку группы деталей в разном количестве, разных форм – пусть он попробует понять, много их или мало, каких больше и т.д. Также хорошая игра – «Что в коробочке?». Предложите малышу две коробки, в которых лежит разное количество предметов, и дайте ему задание: перемещая, увеличить или уменьшить количество, уравнять и т.д.
- Геометрические фигуры. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами: дом, машина. И предложите сделать из треугольников, квадратов и кругов образ предмета. Все эти детали можно взять из конструктора, пирамидок, кубиков.
- Размер предметов. Научить принципу измерения длины можно с помощью счетного материала. Им можно играть и в другие игры: откладывать палочки по количеству героев в прочитанной книге, выкладывать ими геометрические фигуры и пр.
- Числа. Начертанию, сложению и вычитанию чисел можно учить с помощью пирамидок-счетов, шнуровок-кубиков, на которые нанесены цифры и основные арифметические действия, или также счетных палочек. В 6-7 лет научите ребенка пользоваться часами со стрелками – это закрепит полученные знания.
Поощряйте ребенка в самостоятельном поиске ответов. И, рассуждая, помогайте ему их находить. Каждая попытка решить поставленную задачу тренирует его способности.
Словесные игры
Цель словесных игр – объяснить принципы и правила чтения. У тех, кто научился читать до школы, меньше проблем с грамотностью, и им легче даются правила письма.
Прекрасное обучающее пособие для этого – деревянные кубики с картинками и буквами . Также очень полезны для развития навыков говорения и чтения игрушки по сюжетам сказок, например, бизиборды. Играйте с «умной» тематической доской и рассказывайте ребенку «Репку» или «Теремок» . Через время уже вы будете слушать сказку в исполнении своего малыша.
После того как вы добились безошибочного определения букв, учите слитное произношение. Начинайте с простых слогов: на, ма, ла, да. Далее – усложняйте: жу, ку, гу, фо. Потом переходите к чтению коротких слов: ма-ма, па-па, ба-ба, кот, дом. Затем можно читать короткие предложения и активно применять развивающие задания. Например, посмотреть вместе мультфильм и обсудить содержание. Чем больше и лучше малыш говорит, тем проще ему будет научиться бегло читать. А еще можно попросить его почитать кому-то простую сказку – дети с удовольствием берутся помогать близким: бабушке, папе, брату или сестре. Больше информации можно узнать в статье "Как игрушки влияют на развитие речи"
Интерактивные игры
Интерактивные игры повышают коммуникативные навыки ребенка и позволяют ему лучше узнать себя, развивают способности успешного общения с окружающими, что очень важно в школе.
Хороши игры по мотивам сказок в кругу семьи или сверстников. Сначала с помощью наводящих вопросов дети должны вспомнить сюжет, смысл и героев сказки. Затем разыграть мини-спектакль с появлением персонажей в той же последовательности, в какой они появляются в сказке. Усложняющий элемент – запрет на использование слов: участники должны использовать только жесты и мимику.
Дидактические игры
Дидактические игры нацелены на расширение словарного запаса ребенка, его кругозора и представлений о мире. Чаще это настольно-печатные с наглядными пособиями. Например:
- Календари. Большие стенды, на которых красочно и доступно изображены все необходимые временные понятия: времена года, месяцы, дни недели, время суток. Знать эти понятия младшему школьнику важно.
- Мемори. Семейная игра на 2-3 человек, в основе которой – принцип «найди пару». Карточки раскладываются в случайном порядке, а лицевая сторона с изображениями закрывается. Каждый игрок по очереди открывает по 2 карточки. Если пара открыта, то игрок забирает эти карточки себе. Если нет, то обратно их закрывает и ходит следующий участник. Выигрывает тот, кто насобирает больше пар. Игра хорошо развивает память, воображение, речь детей.
- Лото и домино. В детское домино и лото с изображениями овощей и фруктов, букв и цифр, транспорта, животных играют также, как во взрослое. В процессе игры ребенок запоминает буквы, понятия, при этом развивает речь, мелкую моторику, улучшает память.
Дидактические настольные игры для будущих первоклассников представляют особый интерес – им очень понравится, что игра происходит за одним столом со взрослыми.
Что делать, если ребенку неинтересно?
Если ребенок при каждой попытке позаниматься пытается уйти или откровенно скучает, то попробуйте поменять подачу. Возможно, вы слишком сложно или сухо объясняете. Добавьте больше эмоций и развлечений в вашу игру.
Второй вариант: попробуйте проявить интерес к предмету без участия малыша. Дети любят подражать и копировать взрослых, им интересно все, что они делают. Начните на глазах у ребенка играть с какими-то предметами и вслух проговаривайте, что делаете. Покажите собственную заинтересованность и тогда ребенок присоединится.
Не расстраивайтесь, если малыш не захочет заниматься в конкретное время. Подождите и повторите попытку в другое время или другой день. Трудно переоценить роль игры в обучении. Но даже самые лучшие развивающие и обучающие игрушки не работают, если ребенок готовится к школе сам. Совместные занятия лишь помогут обучению продвигаться быстрее и эффективнее. Больше статей можно найти в нашем блоге.