Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог «состояться» в жизни. Но без такого качества как дисциплинированность сложно добиться успеха. Что же кроется за понятием «дисциплина» и как привить ее детям — далее.
Дисциплина: роль в воспитании и развитии ребенка
Часто родители путают дисциплинированность с послушностью, и тем самым совершают ошибку в воспитании. Бесспорно, иметь ребенка, беспрекословно выполняющего указания, удобно и приятно. Однако впоследствии такая модель поведения может полностью уничтожить самостоятельность, лишить способности к принятию решений, привести к страху ответственности.
Дисциплинированный ребенок, как и послушный, выполняет определенные задания, следует установленным нормам и правилам. Однако его действия зависят не от просьб взрослых, а от внутреннего понимания, что он должен и может делать, а что — нет. Дисциплинированность дарует детям способность выбирать, отвечать за последствия, сомневаться и принимать решения своим умом. Эти качества образуют огромный потенциал для жизненного, а также профессионального роста.
Теперь расскажем, как воспитать этот навык.
Как приучить ребенка к дисциплине
Дисциплина — это умение контролировать свое поведение и делать то, что нужно сейчас, независимо от желания. В детском саду работа по приучению к порядку — одна из самых важных задач. Здесь работают профессиональные педагоги-психологи, применяются проверенные методики. А что делать, если у ребенка нет дисциплины, а ДОУ он не посещает? Есть несколько важных принципов, соблюдение которых поможет дисциплинировать детей. В первую очередь, до малышей следует донести, что в жизни существуют правила, которые принято выполнять. Используйте для этого простые настольные игры:
Чтобы победить, ребенок следует установленному порядку, принимает решения, осознает причинно-следственную связь. Кроме того, «настолки» учат контролировать эмоции и поведение, что также важно для дисциплинированного человека.
Среди других принципов, которые лежат в основе метода воспитания навыка:
- Личный пример. Приучать ребенка к порядку или соблюдению режима дня не получится, если мама с папой их игнорируют. Дети должны видеть пример для подражания. Это работает лучше, чем уговоры, угрозы, поощрения или наказания. В семье должны быть ритуалы: распорядок дня, проведение досуга, принципы поведения в определенных ситуациях. К примеру — чтение книг перед сном, зарядка, душ по утрам, поцелуй при встрече и т.д.
- Определение границ дозволенного. Ребенок должен понимать, в чем заключается нормальное или недопустимое поведение. Только тогда можно требовать выполнения правил. Многие дети стараются быть хорошими, зачастую им достаточно объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо». Следует избегать требований, которые малыши не в силах выполнить. Это может привести к безвыходной ситуации, а еще хуже, к проблемам с психическим здоровьем.
- Постоянство и последовательность. Нельзя вести себя по отношению к ребенку в зависимости от своего настроения: сегодня наказывать, а завтра игнорировать нарушение. При отсутствии постоянства, он не будет знать, как себя вести. Конечно, бывают исключения из правил. К примеру, режим дня нарушен из-за приехавших внезапно родственников. Объясните ребенку, почему его отправляют спать позже. Это позволит избежать недопониманий в дальнейшем.
- Пресечение любого вызова неповиновения. Когда причина нарушения установленных правил — упрямство или откровенное неприятие родителя как руководителя, это надо жестко пресекать. Взрослые не должны переходить на крик, показывать свое бессилие, иначе чадо будет воспринимать их как бесхарактерных, слабых людей, не заслуживающих уважения. Однако наказывать следует, только когда малыш откровенно бросает вызов, а не проявляет детскую безответственность. В последнем случае лучше в спокойном тоне выразить недовольство, а если это повторяется, запретить брать игрушки, которые он регулярно забывает на улице или разбрасывает по дому.
- Соблюдение баланса между поощрением и наказанием. Нельзя обращать внимание только на нарушения, воспринимая правильное поведение как норму. Похвала — это метод, и довольно действенный. Важно не переусердствовать с наказанием. Ведь суть дисциплины в том, чтобы научить малыша действовать рационально по собственной инициативе, а не из-за страха быть наказанным.
Еще один важный момент в воспитании — доверительные отношения в семье. Взаимоотношения, основанные на искренней привязанности, творят чудеса и складываются правильно, несмотря на просчеты родителей.
Типичные ошибки при попытках дисциплинировать ребенка
В желании добиться результата многие взрослые совершают ряд ошибок. Мы рассмотрим самые типичные из них:
- Физические наказания. Их применять не следует ни при каких обстоятельствах. Дети, которых бьют, начинают считать, что физическое насилие по отношению к близким — норма.
- Крик и оскорбления. Словесные оскорбления, как правило, настраивают чадо против родителей. Он перестает им доверять, боясь услышать в очередной раз крик и ругань. Никакая дисциплина не стоит боязни малыша попросить помощи у родных людей.
- Игнорирование плохого поведения. Не ждите, что все «рассосется» само. Выясните причину плохого поведения. Возможно малышу требуется помощь.
- «Взяточничество». Не допускайте, чтобы дети «торговали» хорошим поведением. Если вы будете обещать малышу всяческие блага за выполнение им своих обязанностей, требования с его стороны будут расти. Он быстро начнет манипулировать вами, угрожая плохим поведением.
- Разногласия родителей в вопросе воспитания. Если мама придерживается демократичного стиля, а папа авторитарного, или наоборот — добра ждать не приходится. Это создает в семье нездоровую атмосферу, провоцирует открытые конфликты, скандалы. Малыш с успехом пользуется ситуацией, ища защиту у «доброго» родителя, игнорируя указания «злого».
Воспитание дисциплины — не однодневное занятие. Этим надо заниматься с самого раннего возраста малыша и практически до его совершеннолетия. Помните, что ваши главные помощники — личный пример, последовательность, терпение и, конечно же, любовь. Малыш должен видеть добрую волю родителей, чувствовать их расположение, быть уверенным в их помощи. Тогда у него все получится!