Развитие необходимых навыков у детей

РАЗВИТИЕ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
11 декабря 2020

«Все мы родом из детства» — в этом выражении писателя Антуана де Сент-Экзюпери заключен глубокий смысл. Ведь все, что было нами обретено в детские годы, становится фундаментом, на котором строится дальнейшая жизнь. Какие навыки помогут ребенку стать умным, всесторонне развитым и успешным человеком, мы расскажем в нашей статье.

Развитие навыков у детей: советы и рекомендации

Самым благоприятным для познания и восприятия новой информации детские психологи считают дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. В этот период малыши проявляют повышенную активность, живой интерес ко всему, что их окружает, и, словно губка, впитывают полученные знания.

Если до года основные усилия родителей были сосредоточены на тренировке моторных навыков у детей, то в младшем и старшем дошкольном возрасте приоритеты меняются. На первый план выходит работа, направленная на развитие когнитивных (психических) способностей, личных качеств и общая подготовка к школе.

Когнитивные способности

Благодаря возможностям психики малыши могут узнавать новое, изучать окружающий мир, решать задачи, встречающиеся на своем жизненном пути. К когнитивным способностям относятся:

  1. Внимание — способность концентрироваться на определенном объекте или действии, не отвлекаясь на второстепенные факторы. Внимание запускает работу других процессов: деревянные игрушки оптоммышления, памяти.
  2. Память — возможность запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Без нее нельзя усваивать новые знания, приобретать полезные умения.
  3. Мышление — инструмент для решения любых задач, искусство анализировать, сравнивать, находить правильный ответ.
  4. Логика — способность рассуждать, делать умозаключения, видеть связи между причиной и следствием, прогнозировать последствия, составлять алгоритм действий для достижения цели.
  5. Воображение — умение создавать новые образы в голове и манипулировать ими.
  6. Восприятие — обработка информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, вкусовых и тактильных рецепторов.
  7. Эмоциональный интеллект — понимание природы собственных и чужих чувств выступает залогом социализации ребенка, его самоконтроля. Развитый эмоциональный интеллект помогает избежать ненужных конфликтов, адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Тренировка психических навыков ребенка должна проходить исключительно в игровой форме. Для организации увлекательных, интересных занятий используют специальные развивающие игрушки:

Строя башни, продевая шнурок в отверстие, составляя из фрагментов картинку или решая свои первые задачи по перемещению предмета из пункта А в пункт Б, дети тренируют графомоторные навыки, развивают речевой аппарат, «прокачивают» память, логическое мышление, внимание, восприятие.

Баннер

Личные качества

Любой родитель хочет видеть своего ребенка самостоятельным, собранным, упорным, а вместе с тем, добрым, общительным, готовым прийти на помощь, терпимым к чужому мнению. Большое влияние на развитие данных навыков оказывают отношения в семье и общение со сверстниками.

Малыш видит, как ведут себя взрослые, и незаметно для себя начинает копировать поведение родителей. Показывайте своим примером, как нужно слушать и слышать друг друга, сопереживать, заботиться и помогать. Это лучший способ развить у ребенка чувство сострадания, милосердия, доброты и терпимости.

Возьмите за правило постоянно разговаривать с ребенком, вызывать его на диалог, делиться своими переживаниями, сомнениями. Это позволит малышу значительно пополнить словарный запас, научиться правильно выражать свои мысли, аргументировать, задавать вопросы.

Поощряйте желание ребенка общаться со сверстниками. Он должен приобрести необходимые коммуникативные навыки, научиться отстаивать свое мнение, очерчивать личностные границы, сопереживать, принимать решения.

Не менее важно в воспитании — предоставить возможность самостоятельно преодолевать трудности. Часто родители спешат на помощь своему малышу, даже когда он не просит: одевают, обувают, торопятся поднять, когда упал, разбираются с обидчицей, отобравшей игрушку и т.д. Конечно, ребенку надо помогать, но не торопитесь, может он сам в состоянии справиться с возникшими трудностями? Когда маленький человек преодолевает препятствия, он становится сильнее, тренирует навык самостоятельности, упорства в достижении цели, уверенности в своих силах.

Чтобы ребенок смог принимать решения и нести за них ответственность, дайте ему свободу выбора. Как можно чаще задавайте малышу вопросы: какую игрушку взять на прогулку, какое платье надеть в детский сад, кого пригласить на день рождения, какой сок купить в магазине. Конечно, все должно быть в пределах разумного.

Если в семье не практикуется соблюдение режима дня, трудно представить, что ребенок будет этим заниматься самостоятельно, а в дальнейшем сможет грамотно планировать свое время. Речь не идет о жестком расписании, но для основных занятий лучше заранее определить время подъема, завтрака, прогулки, сна и т.д.

Подготовка к школе

Перед родителями детей 6-7 лет стоит важная задача — подготовить ребенка к школе. Еще до поступления в первый класс малыш должен научиться чтению, подготовить руку к письму. Не стоит откладывать занятия на последний год, лучше формировать читательские и графомоторные навыки постепенно, начиная с младенческого возраста.

Конечно, трехлетнего ребенка не усадишь за прописи, но существует множество игр для развития письменных навыков. Главная задача родителей — тренировка мышц, гибкости пальцев, кистей, точной скоординированности движений. Этому способствуют упражнения на развитие двигательной активность рук, творческие занятия (рисование, лепка, аппликация), игры с сыпучим материалом, массаж и гимнастика.  В старшем дошкольном возрасте детям рекомендованы:

  • раскраска, не заходя за границы контура;
  • рисование штрихами, по точкам и клеточкам;
  • обводка букв, цифр, различных предметов;
  • графические диктанты.

Для подготовки руки к письму можно приобрести специальные тетради-прописи.

Чтобы научить дошкольника читать, можно использовать различные методики:

  • классическая (по слогам);
  • метод Зайцева (по складам с использованием кубиков);
  • Глена Домана (целыми словами);
  • Марии Монтессори (изучение букв через тактильные ощущения);
  • Чаплыгина (по слогам с использованием кубиков).

Для того, чтобы выбрать подходящий способ, следует познакомиться с каждой методикой, узнать их особенности, плюсы и минусы.

Развитие нужных навыков у ребенка — нелегкая, но вполне выполнимая задача. Помните, что любовь и уважение близких, личный пример окружающих, интересные, регулярные занятия создают базу для успешного будущего малыша.

Вернуться к новостям
Товары к этой новости
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии